мы online:

 

 

 

 

 

Главная » Новости » С праздником закликания птиц - Сороками и Средокрестьем!

С праздником закликания птиц - Сороками и Средокрестьем!

22 марта 2017

«Зима кончается, весна начинается. Вздел Ярило Зиму на вилы». Так говорят в народе о первом весеннем месяце. Из года в год крестьяне с нетерпением и надеждой ожидали весну, время тяжёлых и одновременно радостных трудов в поле, бесчисленных забот о скоте и будущем урожае.
Матушка весна всем красна.
Весна и червяка живит. 
Если весной не вспотеешь, так и зимой не согреешься.
Весной день упустишь – годом не вернёшь. 
Весенний день целый год кормит.

Метко да ласково именовали почти каждый весенний день: Тимофей-весновей (6 марта), Прокоп-дорогорушитель (12 марта), Василий-капельник (13 марта), Евдокия-плющиха, весновка, подмочи порог, замочи подол (14 марта), Герасим – грачевник (17 марта).
22 марта (9 марта по старому стилю) отмечали Сороки. Произносится это слово с ударением на первом слоге и поначалу кажется немного странным.
В Словаре живого великорусского языка В. Даля читаем: «Сорок, четыредесять, четыре десятка. Встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр. /Сороки, праздник 40-ка мучеников; пекут 40 жаворонков или колобанов. Сороки святые, колобаны золотые… На 40 мучеников 40 птиц прилетают; сорок пичуг на Русь пробираются. На Сороки прилетел кулик из заморья, принёс весну (воду) из неволья».
Исследователь народной мифологии и языка А.Н. Афанасьев сообщает нам следующие сведения: «Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самою природой. Год начинался… с марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни, и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства… В марте месяце солнце начинает марить, т.е. припекать землю, отчего над нею струится пар; но по утрам ещё продолжаются морозы (утренники), которых со дня мучеников бывает сорок; думают, что в этот день сорока начинает строить гнездо и кладёт в него сорок палочек… И вообще, все птицы, прилетающие к нам с юга, встречаются как вестницы благодатной весны. По нарордному поверью они являются из райских стран (вирия), отпирают замкнутые зимнею стужею облака, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. На 9 марта, когда прилетают жаворонки, поселянки пекут из теста изображения этих птичек, обмазывают их мёдом, золотят им крылья и головы сусальским золотом и с такими самодельными жаворонками ходят закликать Весну».

Современным городским жителям представляется, что такие обряды существовали когда-то давно, и уже исчезли из жизни, стёрлись в памяти. Нам невдомёк поговорить по душам с родителями, навестить и расспросить бабушку и деда о прожитых годах. А в безыскусном рассказе близкого человека откроются порой необыкновенные вещи, узнается многое, о чём и не подозреваешь. 
«Ещё до войны и даже после пекла бабушка Настя нам птичек на Сороки, - вспоминает моя мама, родившаяся в посёлке Пола ныне Парфинского района (Новгородской области). – Непременно любила бабушка своих внучат побаловать и хоть чем-то порадовать в праздник. А уж мы-то довольны. Смотрим удивлённо, как тоненькая колбаска из теста в ловких бабушкиных руках быстрым движением превращается в узелок-тельце с маленькой круглой головкой и вытянутым хвостиком; подправит головку, подделает клювик, расплюснет и надрежет ножом хвост. Теперь осталось глаза - черничинки вставить - и на противень в печь.
Пока первые пекутся, у бабушки уже следующая партия на подходе. Чуть отвлеклась да засмотрелась… мы чирничинки повыковыряли и съели. Бывает и шлепка даст под горячую руку, но не обижаемся ничуть. Мы предвкушаем, как сегодня вечером, за большим столом будем доставать из решета выпеченных жаворонков, играть с ними, раскладывать по кучкам: птицы-родители и их птенчики. А продолговатые орешки из теста - это птичьи яйца. Друг перед другом похваляться: «Моё гнёздышко лучше». Иногда и рассоримся ненадолго. Особенно если попадёт жаворонок с запеченной монеткой не тебе, а другому. Удачным будет этот год для счастливчика. 
А назавтра бежим со своими жаворонками в школу – показать подружкам, обменяться при случае. Потом на переменах или тишком на уроке с аппетитом едим вкусные печёные фигурки».
Мама рассказывает, улыбаясь, вспоминает приятное, давнее, то, что ненароком всколыхнуло память. Я смотрю ей в глаза и чувствую, что по сию пору жива в ней худенькая деревенская девочка со светлой русой косой. И ощущаю тонкую невидимую связь с простыми, душевными русскими людьми, что жили-были до нас на этой родной земле. Не простится нам, если забудем мудрые традиции и красивые обряды предков, не сможем передать этого заветного богатства детям. А ведь всё в руках наших…

Сороки приходятся на день весеннего равноденствия, одно из главных событий солнечного календаря. До этого времени осталось уже несколько дней. Мы с нетерпением ожидаем праздник, и вспоминаем, каким он был в Центре музыкальных древностей в прошлом году.
На репетициях заранее мы старательно учили песенки-заклички. Не всё сразу получалось, но Наталья Николаевна Попова, специалист по фольклору, терпеливо показывала, как надо спеть, чтобы голоса сливались в дружный призывный посыл:


Ой, кулики-жавороночки,
Прилетайте к нам,
Принесите нам
Весну-красну,
Красно солнышко, Тёпло летечко…


22 марта у Центра музыкаьных древностей собрались участники фольклорного театра «Кудесы» под руководством Марины Бурьяк, второклассники школы №14 г. Новгорода со своим руководителем Т.И. Кайгородовой и ансамбль Центра музыкальных древностей. День выдался несолнечный, мозглый. Но дети и взрослые, одетые в яркие народные одежды – нарядные платки, женские головные уборы, сарафаны – сразу создали радостное настроение. У каждого в руках испечённый накануне жаворонок или маленькая глиняная свистулька, или прутик с разноцветными бумажными птичками.
И вот все вместе мы идём на окраину города к Тарасовцу закликать птиц, звать Весну в гости. Набухший снег шуршит под ногами, капает с крыш, талые ручьи журчат, текут по дороге.
Не утихая звучит в мартовском воздухе переливчатый свист глиняных свистулек, напоминающий гомон птиц, согласно с ним выводят детские голоса:


Жавороночек!
Принеси Весну На своём хвосту.
Но сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе!
 
Вот и Тарасовец. На пригорках и в ложбинках лежит нетронутый снег, ветер покачивает кусты лозняка. На все четыре стороны – сероватая даль и еле уловимый запах намокшей коры.
Взобравшись на пригорок, положили на ладони печёных птичек, смотрим-любуемся ими. 


Жаворонок, жаворонок,
Вот твой брат
Лёли, лёй-люшеньки,
Вот твой брат!


-У-у! – дружно взлетела нал головами стайка «жаварат».


Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков.
Кулик, кулик,
Замыкай Зиму, 
Отпирай Весну,
Тёпло Летечко.


-У! – снова подбрасываем вверх испеченных птиц, да повыше, чтобы увидали кулики и жаворонки своих братьев и поняли, что ждут их здесь, зовут скорее лететь домой.


Солнышо-вёдрышко,
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
Стоят, позябают,
Тебя дожидают.


Как только мы пропели все песенки-заклички, на небе открылся синеватый просвет, и выглянуло солнце – детям на радость, взрослым на удивление, на утверждение обычаев и обрядов предков.
И почувствовали мы себя участниками древнего магического действа. Сладковатый вкус теста во рту вперемешку с ветреной свежестью, солнечные блики, какие-то подспудные шорохи и движения пробуждающейся земли рождали непередаваемое ощущение счастливой весенней сказки.
А назавтра она продолжалась…

Утром под окном протинькала незатейливую песенку маленькая пичуга, подтверждая тем самым окончательный приход Весны. С этого же дня затянувшуюся оттепель, согласно народной примете, сменили утренние заморозки. Теперь надо делать отметки, чтобы точно знать, когда же все они пройдут. Ещё заманчивее выбрасывать за окно в каждое морозное утро печёный шарик – «золотой колобан». Тогда ни за что не ошибёшься в подсчётах! А в Демянском районе при этом заклинали мороз такими словами: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овёс! А теперь убирайся по добру, по здорову…»
И уйдут морозы, уступят дорогу Весне, которая одарит землю благодатным теплом.


Светлана Васильева, 1995 г. газета "Чело"