22 марта 2017
«Зима кончается, весна начинается. Вздел Ярило Зиму на вилы». Так говорят в народе о первом весеннем месяце. Из года в год крестьяне с нетерпением и надеждой ожидали весну, время тяжёлых и одновременно радостных трудов в поле, бесчисленных забот о скоте и будущем урожае.
Матушка весна всем красна.
Весна и червяка живит.
Если весной не вспотеешь, так и зимой не согреешься.
Весной день упустишь – годом не вернёшь.
Весенний день целый год кормит.
Метко да ласково именовали почти каждый весенний день: Тимофей-весновей (6 марта), Прокоп-дорогорушитель (12 марта), Василий-капельник (13 марта), Евдокия-плющиха, весновка, подмочи порог, замочи подол (14 марта), Герасим – грачевник (17 марта).
22 марта (9 марта по старому стилю) отмечали Сороки. Произносится это слово с ударением на первом слоге и поначалу кажется немного странным.
В Словаре живого великорусского языка В. Даля читаем: «Сорок, четыредесять, четыре десятка. Встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр. /Сороки, праздник 40-ка мучеников; пекут 40 жаворонков или колобанов. Сороки святые, колобаны золотые… На 40 мучеников 40 птиц прилетают; сорок пичуг на Русь пробираются. На Сороки прилетел кулик из заморья, принёс весну (воду) из неволья».
Исследователь народной мифологии и языка А.Н. Афанасьев сообщает нам следующие сведения: «Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самою природой. Год начинался… с марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни, и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства… В марте месяце солнце начинает марить, т.е. припекать землю, отчего над нею струится пар; но по утрам ещё продолжаются морозы (утренники), которых со дня мучеников бывает сорок; думают, что в этот день сорока начинает строить гнездо и кладёт в него сорок палочек… И вообще, все птицы, прилетающие к нам с юга, встречаются как вестницы благодатной весны. По нарордному поверью они являются из райских стран (вирия), отпирают замкнутые зимнею стужею облака, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. На 9 марта, когда прилетают жаворонки, поселянки пекут из теста изображения этих птичек, обмазывают их мёдом, золотят им крылья и головы сусальским золотом и с такими самодельными жаворонками ходят закликать Весну».
Современным городским жителям представляется, что такие обряды существовали когда-то давно, и уже исчезли из жизни, стёрлись в памяти. Нам невдомёк поговорить по душам с родителями, навестить и расспросить бабушку и деда о прожитых годах. А в безыскусном рассказе близкого человека откроются порой необыкновенные вещи, узнается многое, о чём и не подозреваешь.
«Ещё до войны и даже после пекла бабушка Настя нам птичек на Сороки, - вспоминает моя мама, родившаяся в посёлке Пола ныне Парфинского района (Новгородской области). – Непременно любила бабушка своих внучат побаловать и хоть чем-то порадовать в праздник. А уж мы-то довольны. Смотрим удивлённо, как тоненькая колбаска из теста в ловких бабушкиных руках быстрым движением превращается в узелок-тельце с маленькой круглой головкой и вытянутым хвостиком; подправит головку, подделает клювик, расплюснет и надрежет ножом хвост. Теперь осталось глаза - черничинки вставить - и на противень в печь.
Пока первые пекутся, у бабушки уже следующая партия на подходе. Чуть отвлеклась да засмотрелась… мы чирничинки повыковыряли и съели. Бывает и шлепка даст под горячую руку, но не обижаемся ничуть. Мы предвкушаем, как сегодня вечером, за большим столом будем доставать из решета выпеченных жаворонков, играть с ними, раскладывать по кучкам: птицы-родители и их птенчики. А продолговатые орешки из теста - это птичьи яйца. Друг перед другом похваляться: «Моё гнёздышко лучше». Иногда и рассоримся ненадолго. Особенно если попадёт жаворонок с запеченной монеткой не тебе, а другому. Удачным будет этот год для счастливчика.
А назавтра бежим со своими жаворонками в школу – показать подружкам, обменяться при случае. Потом на переменах или тишком на уроке с аппетитом едим вкусные печёные фигурки».
Мама рассказывает, улыбаясь, вспоминает приятное, давнее, то, что ненароком всколыхнуло память. Я смотрю ей в глаза и чувствую, что по сию пору жива в ней худенькая деревенская девочка со светлой русой косой. И ощущаю тонкую невидимую связь с простыми, душевными русскими людьми, что жили-были до нас на этой родной земле. Не простится нам, если забудем мудрые традиции и красивые обряды предков, не сможем передать этого заветного богатства детям. А ведь всё в руках наших…