мы online:

 

 

 

 

 

Главная » Новости » Проект концепции фестиваля "Словиша"

Проект концепции фестиваля "Словиша"

9 апреля 2018

Проект концепции фестиваля 

 

Фестиваль музыкальных древностей   

«СЛОВИША» 

 

Великий Новгород исторически имеет богатое музыкально-инструментальное наследие, которое, несомненно, нуждается в популяризации и актуализации. 

Важной частью этого наследия являются открытые археологами свидетельства богатого музыкального быта древних новгородцев. Археологические находки Новгорода и Новгородской земли являются главным материальным источником по истории древнерусского инструментального музицирования. Здесь обнаружено разнообразие звучащих находок: от простейших сигнальных приспособлений, до сложных струнных щипковых и смычковых музыкальных инструментов. Это самая большая коллекция подлинных свидетельств бытования средневековых музыкальных инструментов в Европе, что, несомненно, является предметом особой гордости.  

Благодаря реконструкторской работе новгородского археолога, основателя Центра музыкальных древностей Владимира Ивановича Повектина стало возможным не только достоверно восстановить внешний облик этих инструментов, но также услышать их возможное звучание. 

Кроме того, благодаря взаимодействию археологов и этномузыкологов в 80-х годах XX века в сельском быту Новгородской, Псковской и Тверской областей удалось зафиксировать живую традицию игры на крыловидных гуслях, инструментах, конструктивно восходящих к археологическим гуслям.  

С полным правом музыкальным символом Великого Новгорода можно считать звончатые гусли: инструмент одновременно легендарный, воспетый в былинах-старинах, и исторический, свидетельства бытования которого неоднократно встречены в археологических слоях Новгорода и в этнографических экспедициях по Новгородской земле. 

Дальнейшее сопоставление обнаруженных в Новгороде и Новгородской земле инструментов с традициями соседних народов убедило исследователей, что крыловидные гусли являются одной из разновидностей балтийского псалтериума. Это обстоятельство говорит нам о том, что при имеющемся своеобразии новгородские гусли являются частью общей для Балтийского региона инструментальной традиции. Что, несомненно, говорит о культурной близости всего региона и должно способствовать развитию международной дружбы и формированию устойчивых межкультурных контактов. 

Другие музыкальные инструменты, открытые ахеологами в Новгороде, также обнаруживают связь новгородской музыкальной культуры с другими регионами и культурами. 

Для популяризации этого культурного наследия необходимо проведение открытых просветительских лекций-концертов с привлечением специалистов в области истории музыкальных инструментов и народной музыки.  

Неотъемлемой частью фестиваля также должна стать концертная программа музыкантов и творческих коллективов, использующих в своей деятельности старинные и традиционные музыкальные инструменты 

Также важнейшей частью фестиваля должна стать популяризация подлинной народной инструментальной традиции, которая носит характер созидательно-активный, а не наблюдательно-пассивный. Необходимо создать формы мероприятийкоторые могли бы задействовать зрителей, превратив их из наблюдателей в участников. Это могут быть занятия по игре на музыкальных инструментах, танцевальные площадки ("танцы под старинную музыку"), семинары по изготовлению старинных музыкальных инструментов. 

Игра на музыкальных инструментах является необходимым фактором развития гармоничной личности человека. А старинные музыкальные инструменты, кроме смыслового наполнения – исторического, археологического, культурного, являются доступным средством приобщения людей к исполнительству, как к форме качественного культурного досуга, что является важным аспектом улучшения качества жизни общества.  

 

 

 

Цели фестиваля: 

 

  1. Популяризация гуслей, как музыкального символа Великого Новгорода 

  1. Популяризация старинных (вышедших из употребления) и традиционных (относящихся к подлинной народной культуре) музыкальных инструментов, как неотъемлемой части подлинного культурного наследия России и Европы 

  1. Популяризация исполнительства на старинных и традиционных музыкальных инструментах. 

  1. Актуализация культурного наследия в области традиционного исполнительства, и приобщение окружающих к игре на старинных музыкальных инструментах. 

  1. Укрепление дружбы между народами, на примере тесной культурной связи русской инструментальной традиции с аналогичными традициями соседних стран и народов.  

 

 

Задачи фестиваля: 

  • Проведение публичных лекций-концертов с участием специалистов в области этноинструментоведенияэтномузыкологии, истории и археологии. 

  • Организация выступлений (концертов) участников фестиваля  

  • Организация семинаров по изготовлению и использованию старинных и традиционных инструментов 

  

 

Участники фестиваля: 

  • Специалисты (археологи, этномузыкологи, инструментоведы), занимающиеся изучением и популяризацией подлинной народной инструментальной традиции. 

  • Музыканты, использующие в своей концертной деятельности старинные и традиционные музыкальные инструменты. 

  • Фольклористы, занимающиеся традиционной культурой.